С.П.Никаноров

«Основная установка концептуального мышления — полная свобода от господствующих представлений. Это не значит, что концептуальное мышление стремится заменить собой обыденное, специально-научное и философское мышление, оно только рассматривает эти типы мышления и их продукты как ограничения для решения своих собственных задач. Оно стремится к прямому пониманию проблем, а не опосредованному чуждыми проблемам представлениям. Опыт использования концептуального мышления создает мощную интуицию, которая в конкретных ситуациях сразу же указывает путь понимания проблем…»

То, что здесь мы будем называть «концептуальным мышлением», представляет собой разновидность принудительного, нормативного мышления, имеющего существенно инструментальный и технологический характер.

Оно отличается от обыденного мышления тем что обыденное мышление «происходит», т.е. его процесс волевым актом не устанавливается, а концептуальное мышление «включается» субъектом тогда и в такой форме, в какой в этот момент необходимо.

Оно отличается от «научного» мышления тем, что оно претендует на универсальность и не может следовать познавательным нормативам данной научной дисциплины.

Оно отличается от философского мышления тем, что оно конструктивно, всецело ориентировано на получение практически или теоретически значимых результатов.

Как собственно мышление, т.е. интеллектуальные процессы (творческие и формальные), так и психология мышления, т.е. ценностные отношения и их динамика, при концептуализации предметных областей принципиально отличаются от обычного мышления и обычной психологии специалистов-предметников. Различие в мышлении заключено в том, что мышление специалиста-предметника является непроизвольной поведенческой реакцией на ту или иную профессиональную ситуацию, которая почти полностью основана на предыдущем опыте и интуиции и не сопровождается рефлексивным контролем и оценкой. Напротив, мышление при концептуализация складывается из отдельных актов, каждый из которых выбирается и дисциплинированно выполняется. Подобным образом существует различие ценностей интеллектуального процесса в каждом из этих случаев. Для предметника ценностью является истинность его профессионального суждения, а при концептуализации — способ, каким получается профессиональное суждение. Одна из важных особенностей концептуального мышления заключена в разнообразии и конкретности форм мышления, отвечающих специфике сложных предметных областей, и особенностям исследовательской ситуации.

Первоначальным стимулом для разработки приемов концептуального мышления служила необходимость теоретизации предметных областей при проектировании систем организационного управления. Именно трудность конструктивного познания и последующей разработки процедур управления фрагментами предметных областей вызывала необходимость развития технологии концептуального мышления и обеспечивающих его операциональных средств.

Концептуальное мышление отражает момент исторического развития и возникло как следствие междисциплинарности, сложности и новизны областей, где недисциплинированное и узкодисциплинированное мышление оказывались недостаточными. Оно может рассматриваться как результат осознания развития системотехники, системного анализа, теории систем и системного подхода. Оно наследует некоторые парадигмы диалектической методологии и опыт создания метадисциплин (металогики, метаматематики). Его основой является отделеление «мышления о мышлении» от самого мышления.

Концептуальное мышление имеет характер культуры, а не индивидуального достижения отдельного лица. Как и всякую культуру, его можно передавать, распространять и осваивать, и его можно совершенствовать. Восьмилетний опыт базовой кафедры прикладных концептуальных методов МФТИ показывает, что ему можно обучать. Ему можно придавать как общедоступные формы, так и высокопрофессиональные, доступные единицам.

Основная установка концептуального мышления — полная свобода от господствующих представлений. Это не значит, что концептуальное мышление стремится заменить собой обыденное, специально-научное и философское мышление, оно только рассматривает эти типы мышления и их продукты как ограничения для решения своих собственных задач. Оно стремится к прямому пониманию проблем, а не опосредованному чуждыми проблемам представлениям. Опыт использования концептуального мышления создает мощную интуицию, которая в конкретных ситуациях сразу же указывает путь понимания проблем.

Введенное в действие концептуальное мышление игнорирует языковый уровень — слова, выражения и тексты — не столько потому, что они обладают омонимией и синонимией, а потому, что в них закреплены неадекватные смыслы и отсутствуют средства его контроля. В противоположность языковой практике, состоящей в том, что идут от слова к смыслу, в концептуальном мышлении идут от определяемых независимо от слов понятий предметной области, для обозначения которой иногда используются в новом или уточненном смысле старые слова, либо, чаще, создаются неологизмы. Поэтому при концептуализации возникают языковые средства, частично или полностью независимые от сложившейся предметной терминологии [26].

Эффективность концептуального мышления обеспечивается его инструментальным характером. Его арсеналы наполнены массой стандартных понятийных «изделий», имеющих статус концептуальных стандартов, называемых «конструктами», пригодных в самых различных областях, а также множеством готовых к употреблению технологий обработки понятий [27]. Стоящий перед лицом проблемы исследователь имеет обширное интеллектуальное вооружение. Понимание познавательной ситуации в данной области возникает у него и считанные минуты, часы, редко — дни. Он знает, что «все проблемы одинаковы». Приступая к работе, он, прежде всего, стремится «овладеть содержанием», т.е. встать вровень с профессионалом этой области. Но при этом он сохраняет полностью независимый взгляд на существо проблем. С опытом приходит кругозор и вывод, что нельзя понимать что-то. Либо ты понимаешь все, либо ничего. Имея перед собой полную картину, он в состоянии установить границу практической целесообразности проводимого им исследования или предлагаемого решения и меру своей личной ответственности.

Концептуальное мышление используется в различных формах, различающихся степенью жесткости и операциональности. Наименее жесткой является форма концептуального мышления, при которой на первый план выступает образ того или иного класса систем, а его словесному выражению не придается значения. Эта форма весьма полезна при первоначальном знакомстве с предметной областью и сушествующими в ней проблемами.

Более жесткой является форма, в которой дается интенсиональное определение интересующему понятию в предметной области или всей предметной области. Признаки, входящие в такое определение, называются атрибутами определяемого понятия, если они удовлетворяют требованию: исключение одного (любого) признака приводит к разрушению определения, добавление одного признака приводит к образованию вида по данному в определении рода. Эта форма определения, называемая атрибутивной, полезна при первоначальной структуризации сложных предметных областей.

Следующее ужесточение концептуальным мышления достигается путем перехода к эксплицитным формам мышления. Под «экспликацией» понимается представление атрибутивного описания предметной области в терминах какого-либо математического аппарата, но в теоретико-системной литературе чаще всего используется язык теории множеств. Переход на теоретико-множественный язык обычно сопровождается использованием формы аксиоматической теории, позволяющей разделить полагаемые предположения о предметной области («неопределяемые понятия» или «ядро теории») от выводного знания («производных понятий» или «термов», совокупность которых образует «тело теории»). Экстенсионализация (т.е. описание предметной области в терминах разнообразий и их отношений) является мощным средством изучения эффектов, возникающих в предметной области (что в ней может быть, а что — не может). Совокупности эффектов образуют «экстиенсиональные миры», дающие ясное представление о предметной области. Экстенсионализация весьма полезна при исследовании относительно простых, слабо меняющихся и достаточно хорошо изученных предметных областей.

Следующий шаг усиления концептуального мышления обеспечивается приданием операциональности предметам. Становится возможным их «складывать», что позволяет строить сложные, подвергаемые изменениям описания предметных областей. Это достигается путем представления теоретико-множественных выражений в стандартной математической форме теории структур [28]. При этом роды структур становятся операндами, над которыми можно совершать разнообразные операции, в частности, объединение родов структур, называемое «синтезом», отражающее наделение предметной области взаимодействующими аспектами. Единицей мышления становится схема синтеза терминальной теории из базисных. Синтез теорий можно рассматривать как формальный аналог классического метода восхождения от абстрактного к конкретному. Сочетание управления синтезом терминальной теории путем изменения базисных теорий с контролируемым развитием термов (тела теории) дает мощные средства понимания и описания крупномасштабных, сложных, динамично изменяющихся, плохо изученных предметных областей.

Если интересуют не единичные изменения в предметных областях, а последовательности их более или менее глубоких преобразований («развитие»), то единицей мышления становится граф типа конъюнктивной или дизъюнктивной сети, вершины которой соответствуют ступеням шкалы множеств — основным разнообразиям предметной области. Мышление происходит в терминах подшкал и их отношений, переходов от одной шкалы к другой и т.п. Манипулирование фрагментами шкалы множеств может рассматриваться формальный аналог процесса выбора «начала» для восхождения.

Перечисленные формы мышления обычно не реализуются в чистом виде, реально процесс концептуализации сложен по составу и форме. Некоторые из форм мышления могут содержать в себе в снятом виде другие, менее развитые формы. При работе с простыми предметными областями при достаточном навыке может реализовываться «сразу» экстенсиональное и даже родоструктурное мышление. В сложных предметных областях каждый переход на более высокий уровень мышления является ощутимым достижением и требует специальных усилий.

Никаноров С.П., Концептуальные методы исследования предметных областей

из книги: Иванов А.Ю., Масленников Е.В., Никаноров М.С., Никаноров С.П. ГЕНЕЗОЛОГИЯ ПСИХОСФЕРЫ. Опыт создания прототипа теоретической психологии, удовлетворяющий современным критериям личности./ Под ред. С. П. Никанорова. – М.: Концепт, 2001. – 621 с.