Мышление развития культуры по-человечески

Повод к такому развороту событий дал ведущий Александр Малахов своей темой: «Мышление развития интеллектуальной культуры по-человечески».

Оказалось, что «по-человечески» — это не в смысле «без драки», а в смысле «исходя из сознаваемой модели Бытия, преодолевшей натуралистическое миропонимание».

Александр Малахов

… впервые представлен Клубу как концептуальный аналитик, автор книг по вопросам развития интеллектуальной культуры, руководитель лаборатории базовых моделей развития общества на кафедре Концептуального анализа и проектирования МФТИ, к.т.н.

Некоторые тезисы ведущего в обосновании необходимости «другого» способа мышления реальности:

Интеллектуальная культура выросла на наивном натурализме, который до сих пор остается организационным принципом всей позитивной науки. Необходим переворот самого понимания возможностей познания, предполагающего, что человек от природы может знать все, а проблема лишь в том, что он узнает всё не сразу. По мнению А. Малахова, «именно этот пафос потенциального всезнайства нынешнего человека господствует безраздельно и в научной среде».

Необходимо «взять» другую установку миропонимания. Вот ее примерные черты:

  1. Мы живем в «моделезависимой» реальности. Человек ограничен в познании своим интеллектуальным вооружением, моделями Бытия, их строением-составом и «способом бытия». Понимать и «знать» человек может только то, для чего он создал модели Бытия.
  2. Интеллектуальные установки вырабатываются обществом. Человек не начинаетсвое общее психическое и, в частности, интеллектуальное развитие каждый раз с нуля и заново, а лишь продолжает его (В.И. Несмелов). «Мышление общества как целого» – реальность более реальная, чем индивидуальное мышление.
  3. Развитие интеллекта неразрывно связано с нравственностью. Модель Бытия определяется нравственными выборами «сростков сознания». Модель предстоит познанию, этические решения предстоят модели.
  4. Мысль, мышление возможно только в концептах. Нет и не бывает просто «умных мыслей». Оценивать утверждения следует только совместно с явно предъявляемой моделью Бытия.

Командные интеллектуальные опыты состоялись вокруг «второй» модели Бытия, которую обосновывал ведущий. Для толчка мысли понадобилось сначала сделать явной «первую» модель, чтобы на сопоставлении идей найти различения для «второй».

В трех версиях из четырех это удалось сделать концептуальными методами.

Тема чрезвычайно глубока. Она затрагивает основания личного мышления. Трудно думать о том, что твое мышление обусловлено мышлением общественным. Обостряется  вопрос о личной свободе – хозяин ли человек своим мыслям?Александр, судя по всему, остался доволен. По другим отзывам:

  • Чудо состоялось! Из, казалось бы, совершенно размытой интеллектуальной смеси вдруг выросли концепты. Теперь с ними можно работать, развивать… Замечательно!
  • Мы стали лучше понимать себя и очевидно спустя какое-то время сможем оценить степень развития, которое произошло в нас благодаря состоявшемуся

Можно познакомиться со взглядами Александра Малахова в  его монографии «Основания интеллектуальной культуры человечества: история зарождения натуралистического мышления».

Рекомендуем
Проекты CRM Документы
© 2010-2017 Мастер Концепт  Войти