«…Мышление «в понятиях» существует и совершенствуется с глубокой древности. В философии, логике, психологии, лингвистике накоплен и частично обобщен огромный опыт его исследования. Однако, как показывают факты современного развития, мышление «в понятиях» еще не стало неотъемлемой частью интеллектуальной культуры и общественной практики…»

Термины «концепция» и «концептуально» широко распространились и, в общем, стали обычными в словоупотреблении не только профессиональных кругах, но и в средствах массовой информации. О

ни происходят от термина «концепт», что означает «понятие». Эти термины обычно применяются в двух

различных смыслах. Если имеется трудно понимаемая и трудно разрешимая проблема (например, проблема «национальной безопасности», или преодоление раскола общества, или проблема «народного образования» — кого и чему учить), то при ее рассмотрении рано или поздно становится ясно, что необходима общая идея ее решения и что такая идея отсутствует. Поиски такой идеи иногда, но не всегда, приводят к открытию нескольких вариантов, обычно противоречащих друг другу. В этот момент об этих вариантах говорят как о «концепциях»: эта концепция лучше той, а эта рискованна; или считают, что ни одна не годится. Требование подойти к чему-либо «концептуально» означает, что ведущиеся «неконцептуальные» обсуждения проблемы не направлены и не приводят к появлению искомой идеи. Если концепция принимается, то она приобретает форму решения, подлежащего выполнению. Термины «концепция» и «концептуально» применяются чаще всего именно в этом смысле.

Второй смысл этих терминов заключен в первоначальной семантике термина «концепт». Говорят «концептуально», если при рассмотрении проблемы обращено специальное внимание на то, в каких понятиях она рассматривается, даны ли определения этим понятиям, насколько последовательно они применяются. Здесь мы говорим о «концептуальных методах» именно в этом смысле. Вряд ли можно считать этот термин удачным. Вероятно, американец или англичанин нашли бы менее тяжеловесное словосочетание, но в чопорном русском языке такой возможности нет. Но и оставлять обширную область, обозначаемую этим термином, без названия нельзя.

Концептуальные методы — это название сложившихся за 30 лет типа мышления, обеспечивающих его исследовательских и проектных средств и способов их применения, которые опираются на прочный фундамент достижений науки и техники [1-22]. Концептуальным мышлением должен располагать субъект, исследующий или решающий проблему («аналитик» или «проектировщик»). Они используются в тех (ныне не редких) случаях, когда есть уверенность, что проблемность или неэффективность какой-либо сферы деятельности, или подхода порождаются их непониманием – неадекватностью или туманностью применяемых систем понятий.

Разумеется, мышление «в понятиях» существует и совершенствуется с глубокой древности. В философии, логике, психологии, лингвистике накоплен и частично обобщен огромный опыт его исследования. Однако, как показывают факты современного развития, мышление «в понятиях» еще не стало неотъемлемой частью интеллектуальной культуры и общественной практики. Существуют острые проблемы, очевидные даже непрофессионалам, и затрагивающие интересы как элиты, так и «населения», которые не будут разрешены, пока не станет понятно, о чем, собственно, идет речь. Например, до сих пор не установлено, в каком отношении находятся результаты теоретических исследований К. Маркса, который, cогласно всемирному опросу ИНТЕРНЕТа осенью 1999 г., является «величайшим мыслителем всех времен и народов», и «советским социализмом»* (*Впервые шаг к выяснению этого отношения сделан А.С. Шушариным (см. «Экономическая газета/Развитие», 2000 г.,№30, С.4, №31, С.3).

Или, например, чем, в действительности, являются современные государства или, например, как квалифицировать современную культуру. Можно также указать и более «приземленнные» проблемы, например, каково разнообразие возможных систем налогообложения или заработной платы, или, например, в каком отношении находятся знаменитая проблема «отчуждения» и научно-техническoe развитие. Поэтому «технологичное мышление» является не только продуктом современности, но и средством рассмотрения её проблем [23]. Научно-техническое направление, называемое «концептуальный анализ и проектирование», является одним из многих аналогичных, возникших в нашей стране и за рубежом в конце 60-х — начале 70-х годов. Их возникновение стимулировалось появившимися в тот период разнообразными формами системного подхода [24, 25].

Никаноров С.П. Концептуальные методы исследования предметных областей

из книги: Иванов А.Ю., Масленников Е.В., Никаноров М.С., Никаноров С.П. ГЕНЕЗОЛОГИЯ ПСИХОСФЕРЫ. Опыт создания прототипа теоретической психологии, удовлетворяющий современным критериям личности./ Под ред. С. П. Никанорова. – М.: Концепт, 2001. – 621 с.