Феномен «рефлексия» пограничный между психологией и философией: он принадлежит психологии как феномен «работы психики», но его же как шаг умственных построений относят к философии. Эта двойственность и предопределила странную ситуацию с этим феноменом – он остается темным и непонятным.

В чем ограниченность психологии как объективной науки? В том, что она вынуждена брать психику вне конкретной истории и вне общества, изолированно, как не прилагающую никаких усилий для того, чтобы быть! Но ведь это главное дело психики и ее ощущение жизни – жить, значит прикладывать психическое усилие к бытию! Ведь и физическое усилие нам дано как и психическое тоже, оно только потому и усилие, что переживается нами и психически.

Но и философия ограничена, хотя и по-другому. Она ограничена полным пренебрежением к психологии и к связям мысли с действием и через эту связь – с материей и ее движением-бытием. Философия, действуя формально, излагает свои построения о работе мысли как несвязанные с материей и в расчете на универсального бесплотного мыслителя: всеобщезначимым, но надуманным образом.

Только в историческом подходе можно объять рефлексию во всей ее полноте и дать ей адекватное определение. К рефлексии способна конкретная персона через осознание себя как автора этического решения, задавшего ей рельсы – схему мышления. Этическое решение – это об отношениях с себе подобными, равного статуса в Бытии, либо более высокого (для того, кто способен иметь чувство благоговения, «святости», божественного).

У В. Лефевра человек имеет образ себя. Какой это такой образ, фотографию что ли ? В. Лефевр рисует смайлик внутри смайлика – очень убедительно для наивного натуралиста, мыслящего в картинках. Но в том-то и дело, что суть человека не вместима в наглядное мышление. В самом ближайшем смысле он живет в обществе и его место в обществе и есть подлинная рефлексия. Но это какое-такое место? То, которое он сам себе назначил или другие? Как связаны претензии персоны и то, что ей назначают другие? Самомнение и оценка другими людьми… это совсем разное ? Или все-таки людям удается договориться об этом? Всеобще понятное – это лишь роли и ролевые отношения в семье, цехе, государстве.

Персоне нужно рефлектировать свое место в обществе. Но стоит ли за ним этическое решение?

Нужна не рефлексия мысли, а рефлексия бытия! То есть выяснение: откуда взялось именно это субъект-объектное познавательное отношение. По нему только возможно восстановление всего полного бытийного отношения. И уже не с объектом познания, а с обществом, пребывающим в его бытии-развитии и на данной ступени развития и требующего от персоны некоего минимально необходимого уровня развития для жизни в таком обществе.

Александр Малахов

07.06.2011.