О значении организационной культуры

 

IMG_7355«Встречаются два японца, получается десять, встречаются два русских, получается ноль».

Организационная культура – это не вывеска, не вежливость, не порядочность, не отсутствие суеты, не налаженный учет. Организационная культура – это способность разрозненных людей и разрозненных вещей мгновенно образовывать действующее целое, которое предельно быстро решает какую-то проблему. Конечно, в ходе этого процесса должны быть решены многие вопросы: нужно ли заниматься этой проблемой, подходит ли данный человек или вещь, как их соединить, как добиться сотрудничества, как управлять идущим процессом и многие другие. Однако, все эти вопросы имеют технический характер. Если нет способности образовывать действующее целое, («организацию»), то бесполезно выяснять «подходит» ли данный человек или нет и решать другие задачи.

Обучение в средне школе и в вузе в настоящее время ориентировано на создание «организационных уродцев» — так называемых «знающих специалистов», а в действительности – эгоистичных индивидов. Ни в школе, ни в вузе не дается знаний, умений и навыков, которые могли бы составить то, что называется «организационной культурой».

А между тем всем ясно, что применяемые в различных масштабах организационные формы – от участка до страны в целом – чудовищно неэффективны. Менее ясно, что если нет «организационной культуры», то никакой строй ее не заменит. И совсем не ясно, что едва ли не самой главной причиной распада СССР было отсутствие организационной культуры. Совсем не случайно почти весь организационный инструментарий был создан за последние 50 лет на Западе. И даже воспитанный советской властью дух коллективизма был разрушен (где этому не сопротивлялись) за время реформ.

Имеется крайне острая необходимость создания и распространения организационной культуры. Очевидно, что элементы организационной культуры должны воспитываться и практически использоваться, начиная с детских игр. Создание игр неизмеримо более ценно, чем участие в играх. А для школ и вузов должны быть разработаны программы (по становлению «организационной культуры»), занимающее не менее 10 – 20% учебного времени. Общеобразовательные и узкопредметные дисциплины должны преподаваться организационно ориентированными людьми. Интернационализация энергетики… каковы должны быть организационные формы? Выпускники школ и вузов должны сдавать главный экзамен – демонстрировать способность создать эффективные организации. При приеме на работу главный организационник должен проверять, сдан ли такой экзамен. Отчасти такой идеал реализован: международная организация по управлению проектами выдает сертификаты руководителя проекта, без которого организация (например, строительный Трест) не может получить заказа. Но, конечно, это только начало.

На пути создания и распространения организационной культуры много препятствий. Однако, главными являются представления о «директоре», «командире, «начальнике», которые должны «заставить», «увлечь», «заинтересовать» и прочее и о том, что «я устроился на работу», «меня ценят», «так получилось» и прочее.

«Встречаются два японца, получается десять, встречаются два русских, получается ноль». К этому нечего добавить.

С.П. Никаноров 24.04.97

из кн. Много всего разного… Идеи, мысли, выводы. 1995 — 2008. Сб. публ. / Сост. А.В. Никитин. — М.: Концепт, 2008. С. 94 — 95

 

Навигация

Предыдущая статья: ←

Рекомендуем
Проекты CRM Документы
© 2010-2017 Мастер Концепт  Войти