inn-devПрошедшая встреча в Клубе, хотя и не привела к желанному результату в виде схем и концептов, но позволила что-то понять в области инноватики. Вот несколько смысловых линий, по которым теперь струится мысль:

  1. В определениях инновации нельзя брать в качестве центрального фокуса «новые идеи», которые как-то и где-то используются. Надо брать совсем другое – «развитие социальной практики».

Это обстоятельство решительно меняет, пожалуй, всю риторику и саму теорию инновационной деятельности. В ней самым важным, значимым для жизни и оправданным становится вспоможение развитию с помощью новшеств. С этой точки зрения бессмысленное, хотя и локально значимое «внедрение новшеств с каким-либо эффектом» — это не про инновации, а про что-то другое. Новшества должны служить развитию человеческой жизни, помогать ей увеличивать свои силы. Все остальное – забава для изобретателей и выгода для предпринимателей.

В этом смысле правильным направлением исследований и практических усилий может быть следующее определение инновационной деятельности: «Это такое изменение социальной практики с помощью новшеств, которое способствует развитию культуры и повышению жизненных сил мира людей». И дело вовсе не в путанице понятий, а в искажении и подмене смыслов.

  1. В развитии этой мысли теперь надо научиться различать все инновации на «шкале» глубины или, скажем, качества развития социальной практики. Упрощенно эта шкала может быть представлена как континуум от «простых улучшений» до «революционных трансформаций». Или, лучше сказать, от «совершенствования» до «развития».

Опираясь на глубокое различение развития от всех остальных изменений, которое профессионально поддерживается в Школе концептуального мышления, к инновациям надо относить только развивающие изменения социальной практики с помощью новшеств. Все остальное следует отнести к другим отраслям деятельности, скажем, к маркетингу, к удовлетворению спроса населения, к выведению товаров на рынки, к повышению отдачи на вложенный капитал и к подобным увлечениям человечества. Все это – не про инновации.

Более того, в человеческую эру развитие без инноваций не происходит. Концептуальные проходы в понимании инноваций надо связывать только с развитием. Многие понимают, что здесь речь может идти о развитии культуры – человеческое развивается именно в ней. Что это такое, чем это отличается от процесса, от роста, от совершенствования… и есть серьезная забота серьезных аналитиков.

  1. Во время клубной встречи после знакомства с мировой «кухней» инвестирования процессов превращения идей в зрелые идеи, в продукты и дальше – в тиражируемые продукты с экономической отдачей кое-что стало понятно. Стало очевидно, например, что дивизионы стартаперов, акселераторов, искушенных венчуров, ангелов, богов и небожителей инновационной деятельности помогают не инноваторам, а себе, поскольку все они появляются только там, где маячит выгода.

Отбор новшеств в подавляющем большинстве инновационных проектов делается в первую, вторую и третью очередь с экономической точки зрения. Вспоможение развитию культуры здесь не происходит, а если и происходит, то случайно. Это и понятно, и нормально для современной парадигмы прогресса (по Марксу) как развития средств накопления капитала. Но все это имеет слабое отношение к развитию. Не случайно во время встречи вспыхли разговоры о «развивающе — давальческой» парадигме мышления и поведения при поддержке инноваций, взамен «бизнесовой».

4. Стало понятно, что в так понимаемой инноватике (будем так называть предметную область, охватывающую ключевые проблемы инновационной деятельности), существует много и очень много «белых пятен», сдерживающих сознательное вспоможение эволюции.

Вот, хотя бы некоторые:

  • Как отличать новшества (любые новые идеи у людей), способствующие развитию культуры от всех других?
  • Как помогать рождению и выращиванию действительно развивающих новшеств, развивающий эффект которых придет не скоро, а тратиться на «роды» и «вынашивание» надо сейчас?
  • Как вместе с развивающим эффектом добывать от новых идей еще и экономический эффект?
  • Каковы особенности вспоможения на разных этапах становления инноваций?
  • Каковы полноценные условия для успеха инновационной деятельности?
  • Как защищать процесс рождения новой культуры от неизбежного сопротивления среды, в которой рождается нечто чуждое ей, способное изменить ее?

Ряд хотя бы этих вопросов показывает, что все они нуждаются сначала в концептуальных решениях, которые, возможно, приведут к решениям организационным, ресурсным, экономическим и всем другим.

  1. Поскольку все подобные решения имеют не идеальный (не теоретический), не отвернутый от жизни характер, а непосредственным образом влияют на нашу, близкую, сегодняшнюю и завтрашнюю жизнь, то это и есть самая настоящая практика или, лучше сказать, прагматика концептуальной работы. Давайте заниматься ею?! Если не мы, то кто?

Это означает – давайте изготавливать решения концептуальных проблем инноватики и для себя, для своих практических нужд, и предлагать их миру. В первую очередь тем, кто профессионально занимается организацией развивающих процессов. Правда, тех, кто серьезно, на государственном или хотя бы на региональном уровне занимается этим еще и поискать нужно. Но мы же знаем – в истории ничего не пропадает!

В связи со всем этим…

Предложение Клубу

  1. Заняться решением концептуальных проблем инноватики всерьез, построив программу исследований, дискурсов, проектов. Эту Программу определить так:
Решение концептуальных проблем инноватики

Предлагается двигаться потом по этой Программе небольшими командами и индивидуально. Можно и полезно вовлекать в нее коллег, друзей, гостей Клуба.

  1. В дальнейшем в своих исследованиях больше не связывать с инновациями бессмысленное «улучшение» чего бы то ни было, хотя бы и изобретательно нового, хотя бы и с экономическим эффектом, а размышлять о них только в контексте развития.

Разумеется, экономические условия развития отбрасывать в сторонку нельзя – надо их тоже брать как предметы концептуального анализа и решать. Однако, в качестве центрального представления об инновациях взять правильное, уточняя его совместно — «Инновации как изменения социальной практики с помощью новшеств, которые способствуют развитию культуры».

3. Определить виды наиболее интересных нам результатов концептуальных проходов и неспешно, но ответственно двигаться к ним. В качестве таких результатов видятся следующие:

  • Проекты по управлению инновационными деятельностями на предприятиях участников Программы и в каких-то специально созданных предприятиях;
  • Предложения в органы государственного управления и общественные организации по созданию правильной с нашей точки зрения инновационной среды.
  • Аналитические отчеты о наиболее интересных с нашей точки зрения проходах мысли, издаваемых тоже от имени Клуба;
  • Статьи, заметки, блоги…, публикуемые нами в разных пространствах от имени Клуба. Из этих материалов издавать и распространять по миру совместные сборники.

Вместе с выражением своего интереса коллегам стоит  попытаться сформулировать свое видение проблем инновационой деятельности, а среди них проблемы концепуального уровня.