Сценарии концептуальной технологии

С 2017 года стартовал новый образовательный проект для аналитиков, уже совершивших первое вхождение в культуру концептуального мышления. Это специализированная программа развития аналитических компетенций — КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ в системах организационного управления.

Для наблюдателя со стороны работа на «кухне» концептуальных методов покажется странной. С первого взгляда странными кажутся сами намерения ее участников.

Вот первое – «понять тонкости создания понятий в начальной фазе работы со смыслами». Смысл либо есть, либо нет – не так ли? Не так. Например, в культурологии смысл чего бы то ни было – это событие в душевно-мыслительном пространстве, которое возникает только в диалоге, зависит от ситуации и контекста употребления суждений и содержится в убегающем горизонте значений, которые лишь возможны. Здесь смысл – это невыразимое. [Теоретическая культурология (Серия «энциклопедия културологии»). – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005. – 624 с.].

В концептуальной технологии (технология концептуального анализа и проектирования) смысл – это другое. Это то, что может быть и должно быть выражено в понятии. Не в словах (это треп), не в терминах (это изысканный треп), а именно в понятиях, позволяющих выводить из них все (!) возможные суждения – следствия понимания значения чего бы то ни было. Переход от того самого «душевно-мыслительного события» к понятию (к концепту) – весьма непростая работа. Особенно ее первые, начальные фазы. Это когда смысл представляется еще размытым облаком интуиций, гипотез, надежд и сомнений. Без сгущения этого облака и выпадения из него «дождя» понятых признаков со смыслом работать никак нельзя. Вернее, можно, но это будет либо глупость, либо треп – явление почти повсеместное.

Второе – «испытать опыт управляемого «концептуального взрыва» предметной области и через него понять и принять ответственность за последствия концептуализации». Как происходит этот самый «концептуальный взрыв» и каковы его последствия? От взрыва образуются разрушения, воронки, раненые, убитые… или речь не об этом? И об этом тоже. От «концептуального взрыва» какого-либо объекта образуются разрушения наивных представлений об этом объекте, образуются обломки уверенности того, что мы им владели до взрыва, личностно раненые носители этой уверенности, убитые надежды продолжать иметь с ним прежние отношения. Понятия о «вещах», построенные концептуальными методами, изготавливаются так, чтобы через них можно было понять абсолютно все о них, даже то, что еще никому никогда не приходило в голову. Скажем, кому придет в голову из обыденного понятия «родня» вывести, например, понятие о «семейных клубках»? А это множество кровных семей, в которых между любыми из них есть цепочка пар из отношения семейной связи, которыми они связываются». Что такое кровные связи? Что такое семейные связи? Тот, кому в голову это понятие еще не пришло, никогда не поймет природу родового уклада многих африканских семей, живущих семейными клубками. Концептуальными методами рождаются грозди подобных различений. Это создает эффект смыслового «взрыва»

Все это означает, что создание любого концепта, автоматически влечет за собой большое количество следствий, от которых «достойному мужу» увернуться уже никак нельзя. И если политику позволительно говорить с высоких трибун, например, о развитии экономики, о развитии моногородов или о повышении урожайности зерновых и пр., и дальше жить как жил, то в мире концептуальных продуктов так не получается. Мы становимся ответственными за все последствия наших интеллектуальных опытов и происходящих от них  «концептуальных взрывов». Во время ближайшей учебной сессии произойдет несколько взрывов.

С неизбежностью в ходе обучения состоятся взрывы, управляемые аппаратными средствами. Мечта о том, чтобы технологично и полностью овладеть любой идеей, любым сколь угодно сложным смыслом, отраженным в понятии, достижима. С помощью компьютерных программ концепты нынче превращаются в прозрачные кристаллы со всеми различимыми гранями.

Во время сессии происходит испытание этих программ. Это третье намерение мастерской — расширить технику инструментального и автоматизированного выведения следствий из концептуально изготовленных понятий.

За этими и другими опытами с понятиями стоит надежда понять возможности различных сценариев концептуального проектирования простых и сложных понятий и получить опыт концептуального сценарирования.

111

Сессию ведут три концептуальных аналитика – это создает эффект объема, в котором только и могут рассматриваться и обсуждаться возможности концептуальных методов.

Образовательная Программа  сделана для тех, кто уже знаком и в слабых формах практикует концептуальные методы, но развивает свою практику.

Можно участвовать в будущих версиях Программы. Однако, надо быть готовым к встрече с малопонятным языком.

777

Навигация

Следующая статья:

Рекомендуем
Проекты CRM Документы
© 2010-2017 Мастер Концепт  Войти