Известно, что для умных людей не бывает отрицательных опытов, поскольку  каждый из них – урок жизни, который делает нас сильнее. В этой замечательной интеллектуально-музыкальной встрече с соло в исполнении  Алексея Насретдинова, уроков оказалось очень много. 

Во-первых, урок меры – «нельзя объять необъятное»! А была попытка в кротком погружении в точно заданную предметную область (ТЕОРИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОРЯДОВ В ПСИХОАКУСТИЧЕСКОМ  ЗНАЧЕНИИ) поместить знание в стиле американских дайджестов – «Все о музыке».

Во-вторых, урок фильтра – «бери только то, что нужно, остальное – за дверь». Участники встречи, нацеленные на удержание предметной области, позволили вовлечь себя в калейдоскоп специальных деталей музыкальных звукорядов. Поначалу это сильно увлекло в сторону от темы. Но все же хватило профессионального опыта, чтобы вернуться к главной струе концептуализации.

В-третьих, урок свободы – «все ограничения – это ограничения наших внутренних свобод». Была попытка двинуться в концептуальной расчистке предметной области вслед за ее «хозяином».  За его хотя и весьма глубоким и свободным видением своего предмета, но все же за видением сжатым, ограниченным многолетним опытом аспектного «поглядывания» на свое детище. Но и здесь хватило опыта, который вывел к свободным картинам отношений между компонентами пространства звукорядов и их восприятия. Этому предельному восхождению к абстрактному помог Алексей Никитин.

В-четвертых, наверное, урок глубины – «нет вещей с одним свойством. Свойство – это то, что проявляется у вещи в отношении с другими вещами». Новый взгляд, новое соотнесение всегда рождает новые грани предметов. Концептуальные аналитики, казалось бы, к этому привыкают. Но все же глубина градаций возможного удивляет. Так и в этот раз – приоткрылись удивительные грани пространства культуры, которые становятся заметными при особенно пристальном и изящно «взятом» взгляде на нее.

Были и другие уроки и, скорее всего, у каждого свои. Вот , например, что «взял» автор темы встречи – Алексей (с его блога):

«Поскольку идеальных звукорядов еще никому не удалось придумать, многое здесь зависит от степени допустимости погрешностей в воспроизведении сочетаний консонансов и диссонансов и определяется «гребенкой способностей», степенью распространенности и развитости видов слуха: относительного, абсолютного, тембрального,, полифонического и др. В различных культурах эти «допуски» и правила различны. То есть мы можем сказать (предположить), что для каждого отдельного индивидуума с его уникальной «гребенкой способностей» соответствует и свой уникальный звукоряд, и далее — виды музыки, написанной в этом звукоряде, способы исполнения и пр. Казалось бы — что нам это дает? Но мне вспомнилось утверждение Софьи Губайдуллиной: я хочу сочинять музыку так, как будто ее до меня не существовало.

То есть, если композитор/музыкант хочет передать другим людям какую-то эмоцию с помощью музыки, то он вынужден искать пути коммуникации, искать конвенции, которые позволили бы ему найти людей с похожими способностями. Звукоряд здесь выступает в роли первичного алфавита, набора звуков, с помощью которого можно, конечно, написать и гениальное музыкальное произведение (привет Генину) и бездарное.

То есть одна из групп выделила именно коммуникативный аспект музыки и звукорядов в частности».

Второй урок для меня – это то, что открывается в аспекте развития личных способностей и музыкальной культуры в целом.

Создатели современногои12-ти нотного музыкального строя были, конечно, великими людьми. Не менее великими были и те, кто писал музыку в этом строе: Бах, Моцарт, Бетховен и др. Родились блестящие исполнители этих великих музыкальных произведений: Рихтер, Ойстрах, Горовиц и др. Обучение музыке у нас в школах построено так, чтобы научиться играть не хуже, чем они. Это я немного утрирую, конечно. Великая музыка нас радует но и подавляет одновременно.

Индивидуальные способности и особенности при обучении музыке часто нивелируются, хороший относительный слух загрубляется, абсолютный слух практически не используется, интонационный слух в большей степени востребован только струнниками и вокалистами, чувство ритма развивается слабо. То есть при обучении музыки нас загоняют в » прокруство ложе» уже известной нам музыки, слабо учитывая наши индивидуальные особенности. Вырваться из этого круга очень тяжело, удается это не многим.

То есть мы можем подойти к вопросу реформирования системы подготовки музыкантов, развития музыкальных способностей детей, к вопросам доступности различных видов музыки для различных групп людей, поиска «культурных мостиков» между странами и тд

Я, конечно, понимаю всю невостребованность этих идей в наше время в нашей стране. В то же время я и не вижу смысла этим не заниматься».

Состоявшегося  вполне достаточно, чтобы теперь по-новому сформулировать задачу концептуализации необычной предметной области (ТЕОРИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОРЯДОВ В ПСИХОАКУСТИЧЕСКОМ  ЗНАЧЕНИИ) и повести новые линии овладения ею.

Алексей Насретдинов приглашает к продолжению темы >> anasretdinov@yandex.ru