«Как средство познания формальное мощнее художественного, а художественное – мощнее формального.
Противоречие этого утверждения только кажущееся потому, что процесс познания сложный, возможно крайне сложный процесс. Кратко, в любом познавательном акте заключено все, что накоплено человечеством, и именно это наполнение является предметом исследования при сопоставлении с новым фактом или новой идеей.
Идея использования метафор для имен термов даже в мезотеориях известна с конца 80-х годов. Теория метафор была предметом дипломной работы, которую поставил В.М. Капустян.
Считается, что существуют разные познавательные ситуации, когда возможно только интуитивное восприятие (нет терминов), или только в терминах чувств (уже термины есть), или только рациональное – в терминах в разной степени определенных понятий. Кроме того, возможны ситуации разнообразных комбинаций этих форм познания. Но не является общепринятым представление об отношении этих форм познания. Имеется выраженная тенденция к абсолютизации каждой из этих форм.
Между тем, действительное развитие познавательных процессов происходит не только путем улучшения методов каждой из форм, но, что гораздо важнее, в усилении их взаимодействия вплоть до органического синтеза (не слияния!).
Применение концептуальных методов требует от исследователя рефлексии познавательной формы, которую он использует в каждый момент проводимого им исследования. В выработке навыков такой рефлексии весьма полезно изучение и осознание достижений поэзии.»
С.П. Никаноров 03.03.08
из кн. Много всего разного… Идеи, мысли, выводы. 1995 — 2008. Сб. публ. / Сост. А.В. Никитин. — М.: Концепт, 2008. С. 168 – 169.