«…Концептуальные методы не заключают в себе какого-либо мировоззрения или каких-либо политических взглядов, в них не содержится оценок прошлого или будущего, они не выражают каких-либо ценностей. Вместе с тем они предоставляют мощные средства для квалификации предъявляемых взглядов, оценок, решений по их качественным основаниям а также средства для выработки и реализации решений….»
Основной вопрос, который должен решить аналитик в ходе исследования проблемы — это вопрос о границах той области, которая вовлекается им в исследование. После того, как границы установлены, все, что находится в пределах этих границ и что достаточно для исследования проблемы, называют «предметной областью». И в одной и той же области деятельности может существовать много различных предметных областей. Широко распространенные выражения «точка зрения», «рассматривать с точки зрения», «изменить точку зрения» являются способом зафиксировать рассматриваемую, т.е. предметную, область. Предметная область выделяется определением, которому она должна удовлетворять. Развитое чувство правильно выделяемой предметной области является признаком высокой квалификации аналитика. Системный подход обеспечивает аналитика широким набором понятийных стандартов, называемых «системами», позволяющими выделять, изучать и преобразовывать предметные области.
При выполнении прикладных работ с применением концептуальных методов важное значение имеет способ задания предметной области. В отличие от физики, биологии и, вообще, экспериментальных наук, где объект исследования «находится в руках исследователя», психологические, социальные, правовые, организационные области не могут быть просто «положены под микроскоп». Поэтому они всегда отделены от исследователя способом задания их предметных областей. Например, конкретный банк может быть задан законом о банковской деятельности, уставом, должностными инструкциями, положениями о подразделениях, комплексом документов и документооборотом. Однако, оборонный комплекс страны не задан ни законом, ни какими-либо документами. Не существует не только его описания, но даже понятия, хотя реально оборонный комплекс функционирует. Он, таким образом, задан всего двумя словами — «оборонный комплекс» и интуитивно понимаемой его функцией, которые определяют огромную сферу деятельности. Иногда предметная область задается указанием идеала или движения к идеалу, как это может быть, если исследуется проблема образования. Напротив, если исследуется бухгалтерия конкретного завода, то известны до деталей все операции, которые там выполняются. Предметная область исследования личности задана описаниями феноменологии внешнего поведения.
Поскольку аналитики, использующие концептуальные методы, могут работать не только в различных предметных областях одной и той же области деятельности, но и в совершенно разных областях, в каждой конкретной прикладной работе им приходится заново знакомиться с областью и предполагаемыми предметными областями. Они решают эту задачу, используя доступные источники, которые в этой ситуации называются «предметными». Специалисты, работающие в исследуемых областях или в профильных им учебных заведениях, называются «предметниками». Аналитика интересует проблемная характеристика предметной области, субъекты, действующие в предметной области, факторы предметной области.
Первоначальной целью аналитика является установление факта, что рассматриваемые проблемы действительно определяются неадекватностью применяемых понятийных схем («люди не понимают, что …»), что действительно требуется разработка понятий, а, например, не замена персонала. Иными словами, он должен убедиться, что применение концептуальных методов будет полезно.
Если этот вопрос решен, то он может приступать к центральной задаче — определению замысла концептуализации предметной области («концепции концептуализации»). Трудность решения этой задачи состоит в том, чтобы выбрать такую согласованную с границами предметной области и ее проблемной характеристикой «глубину» концептуализации, которая позволяет установить природу проблемы и наметить ее решение. Для облегчения решения этой задачи аналитик может использовать имеющиеся у него арсеналы конструктов и концептуальных технологий. Конструкты — это идеальные образы, подобные понятиям квадрата и шара в геометрии, но ориентированные на класс предметных областей. Концептуальные технологии — это средства, которые позволяют, используя конструкты, строить понятийные описания («концептуальные схемы») интересующих предметных областей, на основе которых могут создаваться концепции, законы, проекты, определяться структура и функции, политика и общественные институты.
Концептуальные методы имеют свою собственную область приложений. Они не заменяют модельных, оптимизационных, статистических и других методов исследования и не конкурируют с ними, они не заменяют мудрости исследователей и руководителей. Однако в некоторых случаях концептуальные и иные методы могут использоваться совместно, поскольку и у тех, и у других имеются ценные взаимодополнительные свойства. Эта дополнительность иногда носит фундаментальный характер, поскольку концептуальные методы ориентированы на качественную сторону дела, изучение которой является условием понимания количественных отношений, на которые ориентированы иные методы исследования. Однако количественные методы обычно не содержат развитых форм анализа применяемых в них понятий.
Необходимо особенно подчеркнуть, что концептуальные методы не заключают в себе какого-либо мировоззрения или каких-либо политических взглядов, в них не содержится оценок прошлого или будущего, они не выражают каких-либо ценностей. Вместе с тем они предоставляют мощные средства для квалификации предъявляемых взглядов, оценок, решений по их качественным основаниям а также средства для выработки и реализации решений.
Никаноров С.П., Концептуальные методы исследования предметных областей
из книги: Иванов А.Ю., Масленников Е.В., Никаноров М.С., Никаноров С.П. ГЕНЕЗОЛОГИЯ ПСИХОСФЕРЫ. Опыт создания прототипа теоретической психологии, удовлетворяющий современным критериям личности./ Под ред. С. П. Никанорова. – М.: Концепт, 2001. – 621 с.