Спартак Петрович Никаноров

ЭПОХИ: ОТ «ПРОИСХОДИТЬ» К «ПРОИЗВОДИТЬ»

Общеизвестный факт состоит в том, что человечество овладело многими возможностями, заключенными в Природе, и достигло несравнимо с прошлым высокого уровня техники и промышленности. Еще большие возможности находятся на грани открытия и использования. Хотя удовлетворение насущных потребностей значительной части человечества остается нерешенной задачей, грандиозные перспективы развития человечества уже хорошо видны. Поскольку овладение человечеством свободы скоро произойдет, возникает вопрос о способе использования получаемой свободы.

Ответ зависит от того, какое определение из двух возможных будет принято человечеством.

Повседневность жизни размеренно течет, сохраняя привычные формы. Но она постепенно, в мелочах, изменяется, образуя некие тенденции, которые, рано или поздно, приводят к ощутимым проблемам лиц, слоев, организаций и общества. Произвольно возникает всё больше ситуаций, задевающих привычный образ жизни и требующих разрешения. Мышление, привлекаемое для разрешения ситуаций, называется ситуационным.

Через последовательности ситуаций происходит возникновение и завершение эпох, являющихся основными элементами развития. Смена эпох, в отличие от смены ситуаций, имеет выраженный качественный характер. Эпохи, в отличие от ситуаций, объективны, они не создаются и не прекращаются людьми. Момент фактического возникновения эпохи всегда спорен. Время и характер завершения эпохи являются непредсказуемыми. Продолжительность фактически осуществившихся эпох имеет тенденцию сокращаться. Первоначально они имели продолжительность в сотни тысяч лет, а в настоящее время – века. Крупные объединения эпох образуют эры. Завершившиеся эпохи могут надолго оставлять свои следы, называемые «пережитками».

Хотя эпохи осуществляются только в субъективной форме ситуаций, они объективны, иными словами, их (пока) никто не планирует и сознательно не производит. Их определение является продуктом исторических исследований. Они «происходят», а не «производятся». Поэтому их называют «историческими».

Однако со временем (внимание!) сначала происходит, а затем производится осмысление исторического развития. Вычленяются эпохи социально-экономических отношений («формации»), эпохи культур («цивилизации»), эпохи овладения силами природы (эпоха паровых машин). Делаются попытки (пока бесплодные) определить принципы смены эпох. В этом движении проявляется объективный факт роста могущества человечества. Следствием является проблема смысла возникновения человечества, решение которой ведет к радикально разнящимся представлениям. Одно утверждает, что возникновение человечества – случайность и оно погибнет так же, как и возникло. Другое, напротив, утверждает, что наличие в Природе процессов, создающих человечество, указывает на высочайший уровень организованности и осмысленности всего, что в Природе происходит. Понимание космической миссии человечества, предложенное и разработанное русским космизмом, является на сегодня итогом развития второго представления.

Переживаемый момент развития человечества может быть определен как становление либо идеи «живи, как живется», либо идеи «служи Космосу». Историческое мышление снимает ситуационное мышление. Многоклеточные – снятие, а не уничтожение одноклеточности. Но снятие бывает только несовершенным…

Необходимо обратить внимание на то, что хотя объективность выступает в субъективной форме, осознание этого факта кажется субъективным, кажется возникновением тотальной субъективности. Но в действительности это означает возникновение объективности следующего уровня. Люди остаются творением Природы, чего бы они ни достигали.

ОЖИДАЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Следует исходить из того, что наступающая эпоха развития человечества принципиально отличается от всех предшествующих. Изменения будут иметь радикальный характер отказа от основ социального устройства, формировавшихся тысячелетия. Идущее развитие пока содержит только мало значащие симптомы изменений. Человечество как в своем человеческом материале, так и в социальных формах его достижения будет мало похожим на существующее.

Эпоха не будет монументальным строительством нового («Мы наш, мы новый мир построим»), но она не будет также слепым нащупыванием нового.

Нормативный подход будет координироваться с проблемно-ориентированным. Масштаб проблемы, решаемой человечеством в этой эпохе, таков, что он будет полностью осознан лишь с ее окончанием. Как масштаб возникающего разнообразия всех аспектов индивидуального и общественного, так и степень их унифицированности будут несравнимо с ныне существующими велики. Уничтожение пережитков прошлого будет сопровождаться артификацией прошлого, что явится средством вечного сохранения прошлого, включая отдаленное. Силовые методы решения спорных вопросов, проводимые в интеллектуальной форме, по своей мощности на порядок превзойдут нынешние. Освоение глубин земной коры и океанов станет задачей более важной, чем освоение планет Солнечной системы, которое возникло как продукт гонки вооружений, а не осознанной миссии человечества.

В целом ожидаемые изменения можно определить как качественные.

На бытовом языке термин «качество некоторой вещи» – это соответствие вещи текущим требованиям социальной группы, например, хороший вид, большой срок службы, удобство пользования.

Философия определяет качество как фиксируемую созерцанием определенность того или иного предмета, не отделяемую от самого факта его существования («Философская энциклопедия», 1962, с. 483). Считается, что качественное многообразие универсума бесконечно. Качества не сводимы друг к другу. В геометрии прямая и кривая – разнокачественны.

Для целей этой статьи под «качеством» будет пониматься нечто принципиально несравнимое с чем-то иным, но того же класса. Например, качественно различны парусник и пароход, курьер и электронная почта, феодализм и капитализм. Или, например, современное общество и постсоциальное, предложенное В.Л. Иноземцевым («К теории постэкономической общественной формации», 1995, с. 266–282).

Средством осуществления нового качества является нормативный подход, основанный на полагании желаемого класса систем.

Качественные изменения произойдут как в составе аспектов индивида и общества, так и в содержании аспектов. Продолжится разделение труда, которое достигнет уровней, сегодня неизвестных. Но вместе с тем возникнут формы широкого овладения отдельным лицом не только дифференцированным трудом, но и социальными формами его интеграции.

Теперешние бытовые языки, близкие к ним языки официального общения, а также профессиональные языки быстро становятся непригодными для выполнения функций общения. Причина заключается в быстром изменении предметного мира, за которым не поспевают ни лексика, ни формы словоупотребления. Новые языки будут иметь неограниченные возможности словообразования (введения неологизмов), их интернационализация будет обеспечена одновременно с их формированием.

Личная, частная и общественная собственности утратят свое значение.

В любом месте для любого будет всё необходимое для всех сторон его жизни. О «благосостоянии» будут вспоминать как о парадоксе исторического развития. Историческая борьба социализма и капитализма закончится признанием заслуг обоих и почетной ничьей, поскольку выяснится социальная несостоятельность обоих. Термины «капитализм» и «социализм» будут выглядеть так, как сегодня выглядит термин «патриций».

Эмоции отойдут на задний план, а мощность интуиции колоссально возрастет. Привычки действий, поведения, общения, мышления, переживаний перестанут господствовать над их носителями. Привычки, которые будут необходимы, будут включаться, а при исчезновении необходимости – выключаться. А что заменит амбиции?

Общественные формы станут абсолютно необратимыми, поскольку они будут не исторически возникать – складываться, а полагаться и ликвидироваться по мере необходимости, а будучи положенными, будут неприкосновенны до ликвидации.

Ненависть к прошлому, например к царской России, к СССР или гитлеровской Германии, исчезнет, заменившись пониманием особенностей взросления человечества.

Идеологи возникающих изменений будут жить и работать в глухих провинциях, подобно тому как Иисус Христос родился в далекой малокультурной Палестине, а не в блестящем господствующем Риме. Практики перестанут презирать теоретиков, а теоретики научатся уважать практиков.

НЕИЗВЕСТНОЕ

Воспроизводство себя и условий жизни и деятельности станет незначительной по объему частью повседневности, видимо, будет обязанностью всех. На что же будут тратить люди свое драгоценное время? Чем и как они будут заняты?

Люди будут заняты единственным собственно человеческим делом – преодолением Неизвестного.

Сегодня совершенно очевидно, что каждый шаг человечества в познании и освоении себя и породившего его мира влечет устрашающе быстрый и гигантский рост Неизвестного. Авторы невыразительно говорят о росте «сложности». Проблема заключается в том, что каждый новый факт, новая идея, новое открытие в любой области, независимо от их научного значения и прикладного масштаба, должны быть поставлены в отношение с уже огромным известным до них. Поскольку этот процесс имеет комбинаторный характер, скорость его возрастания предельно велика.

Современность, которая еще далека от миссии человечества, не дает возможности определить формы изучения и преодоления Неизвестного. Тем не менее, кое-что уже можно предвидеть.

Существующий тип развития заключен в «налезании» разнородных эпох друг на друга, препятствуя упорядоченному исключению эпох, исчерпавших себя, и упорядоченному развитию новых эпох. Классика заметила это: «Новое рождается в недрах старого и в борьбе с ним». Очевиден приход нового типа развития, состоящего в том, что общество делится на две части: порождающую и порождаемую, которые не только «мирно» живут, но и существуют только друг для друга. Когда новое общество созревает, старое уходит. Пока неизвестно, как это делать.

Важнейшую роль будут играть биологические или социально-биологические эксперименты. Здоровье населения почти всюду имеет тенденцию ухудшаться. О причинах только догадываются. Можно предположить массу добровольных, строго поставленных экспериментов, длящихся сотни, возможно, тысячи лет (40–50 поколений).

Подобные эксперименты могут производиться и с воспроизводством населения, которое является проблемой повсеместно. Экспериментирующих обществ, очень маленьких и очень больших, потребуется много. Теперешняя медицина и теперешнее здравоохранение, при всей их технической вооруженности, очень далеки от понимания своих задач. Кажется, только один автор, полуфилософ-полумедик, понимает, что большинство болезней – продукт адаптации человеческого организма к условиям новых для него геологических эпох, а не продукт «инфекций», «образа жизни».

Мощным инструментом преодоления Неизвестного явятся методы совокупного исследования больших масс новых фактов, основанные на продуктивном использовании идеализаций, абстрагирования, редукций, в частности теории систем. Однако для этого данные методы должны расстаться с исторически возникшей кустарщиной, опираться на мощные современные информационные системы, на формы социальной организации, которые еще даже не зарождаются.

Спартак Петрович НИКАНОРОВ

«Экономическая и философская газета» № 13 (2009 г.)