Реферат
Цель работы состоит в создании концептуальной модели системы организационного управления процессами испытаний новой техники и разработке на его основе методических рекомендаций по совершенствованию системы управления.
Предметом исследования является система организационного управления процессами испытания новой техники. Методы исследования — системный анализ, проблемно-ориентированный подход и концептуальный анализ.
Метод проектирования — нормативное концептуальное проектирование.
Отчет содержит анализ проблем, имеющихся в организации заказчика, дана квалификация выдвинутых подходов к совершенствованию системы управления. Разработаны концептуальные модели предметной области заказчика, определяющие понятия «неизвестное» и «испытания». Разработана концепция систем организационного управления, обслуживающих испытания. Разработаны методические рекомендации по совершенствованию системы управления процессами испытаний новой техники.
Основные результаты, полученные в ходе выполнения НИР, а именно: метод разработки программы развития организаций путем снятия латентных предложений; концептуальные модели предметной области заказчика, определяющие понятия «неизвестное» и «испытания»; концепция систем организационного управления, обслуживающих испытания являются новыми и оригинальными.
Область применения результатов НИР — организации, проводящие испытания новой техники.
Отчет состоит из 2 книг, общим объемом 184 стр., 7 рисунков, 38 таблиц, 19 использованных источников. Книга I содержит 70 стр., книга 2 — 114 стр.
Ключевые слова: испытания, неизвестное, система организационного управления, концептуальная модель, подход к совершенствованию.
Отчет восстановлен и подготовлен к публикации Анной Тряпицыной
Введение
Работа по этой теме выполнялась в соответствии с планом хоздоговорных НИР ЦНИИЭУСа на 1988-1989 гг. и утвержденным Рабочим планом по теме на основе заключенного заказчиком хоздоговора.
Целью работы является разработка методических рекомендаций по совершенствованию системы управления процессами испытаний новой техники.
Необходимость выполнения данной работы обусловлена следующими обстоятельствами.
В организации заказчика ведутся работы и накоплен определенный опыт по совершенствованию как производственно-технологических процессов испытаний, включая методы и средства, так и системы управления процессами испытаний новой техники. Однако, результативность проводимых усовершенствований путем внедрения в практику отдельных методов и средств, реализации отдельных предложений не приводят к желаемым результатам. Это происходит в ряде случаев из-за того, что локальные усовершенствования на одном участке часто противоречат сложившейся на других участках практике и локальный эффект от усовершенствования уничтожается возникающими противоречиями. В других случаях это происходит потому, что у специалистов организации, являющихся инициаторами и проводниками мероприятий по совершенствованию, отсутствует единая точка зрения по вопросу о том, что же является «желаемым результатом» деятельности организации.
Именно поэтому при совершенствовании организации во всех ее аспектах главными проблемами являются: определение идеала организации, определение задач, которые должна решать организация, определение программы развития организации, разработка концептуальной модели системы организационного управления, формирование, на основе разработанной концептуальной модели, проекта системы организационного управления.
Общепринятые методы определения задач организации, составления программ развития организации не позволяют определить общую картину состояния и перспектив развития организации, оценить полноту и непротиворечивость намечаемых мероприятий по совершенствованию, а также установить соответствие мероприятий целям и задачам организации.
В этой связи заказчик поручил исполнителю разработку методических рекомендаций по совершенствованию системы управления процессами испытаний новой техники на основе концептуальных моделей предметной области заказчика, определяющих основные понятия, вокруг которых должна совершенствоваться система управления процессами испытаний. К таким понятиям относятся понятия «неизвестное» и «испытания».
Методические рекомендации должны давать представление о направлении развития и совершенствования организационного управления в области испытаний, этапах перехода к достижению этих целей с учетом специфики предприятия заказчика и выявленных в ходе обследования проблем, а также концепции систем организационного управления, обслуживающих процессы испытаний.
Кроме результатов, оговоренных рабочим планом, в отчете по просьбе заказчика отражены предложения по совершенствованию систем управления процессами испытаний новой техники, не являющиеся следствием из разработанных концептуальных моделей, а также материалы инновационной игры, проходившей в апреле 1988 года с участием специалистов организации заказчика и специалистов организации-исполнителя по теме, включая описание метода разработки направлений совершенствования процессов испытаний путем снятия латентных предположений.
Основные результаты работы, включая концептуальные модели предметной области заказчика, определяющие понятия «неизвестное» и «испытания», концепция систем организационного управления, обслуживающих испытания, метод разработки направлений совершенствования процессов испытаний путем снятия латентных предположений, являются новыми и оригинальными.
Настоящий отчет, представленный в I томе, состоит из трех разделов и заключения.
В первом разделе «Выявление проблем, анализ и квалификация подходов к совершенствованию системы управления процессами испытаний новой техники» на основе опроса специалистов организации заказчика, проведенного при обследовании предприятия, на совещаниях с руководством предприятия и в ходе проведения инновационной игры сформированы эмпирические представления о задачах организации, проблемах, существующих в организации заказчика, подходах к совершенствованию системы управления процессами испытаний, предлагаемых специалистами организации; проведено исследование и квалификация этих представлений.
Второй раздел посвящен разработке концепции систем организационного управления, обслуживающих испытания, и включает результаты реконструкции предметной области организации заказчика, постулирование и синтез концептуальных схем, определяющих предметную область заказчика.
В третьем разделе приводятся методические рекомендации по совершенствованию системы управления процессами испытаний новой техники, разработанные на основе описанной во втором разделе концептуальной модели предметной области и квалификации подходов к совершенствованию системы управления, приведенной в первом разделе.
В заключении подводятся краткие итоги выполненной работы и вытекающие из них следствия, а также даются рекомендации по использованию полученных результатов и определяются направления дальнейших исследований по теме.