Портрет Школы концептуального мышления в формате НТИ

Портрет создан по запросу Клубов мышления НТИ (АСИ). Эта работа оказалась полезной, поскольку позволила в сжатой форме выразить ряд существенных отличительных признаков Клуба концептуального мышления НТИ как ветвь Школы концептуального анализа и проектирования систем организационного управления (КА и П СОУ).

1. Традиции Школы

Опора на фундаментальные области знания:

  1. Формальная логика – учение (аппарат) о правилах мышления, гарантирующих сохранение истинности в суждениях
  2. Математическая логика – учение (раздел математики) о формальных средствах доказуемости (математических) суждений
  3. Исчисление высказываний – учение о правилах вывода умозаключений
  4. Теория родов структур – раздел теории множеств  (науки о совокупности элементов, обладающих общим свойством), объясняющий универсальный способ описания объектов  ее средствами (метаматематика Н. Бурбаки)
  5. Системология – учение о способах продуктивной редукции представлений
  6. Тектология – учение об организации любых целостностей
  7. Когнитология – учение о познании
  8. Герменевтика– учение об истолковании текстов
  9. Семасиология – учение о значении слов
  10. Философия – теория и практика фундаментального вопрошания реальности
2. Чем обращена Школа к начинающим?

Необходимые исходные способности обучающихся в логике повышения их значимости для освоения концептуального мышления:

  • Знакомство и использование правил формальной логики
  • Системно ориентированное (упорядочивающее) мышление
  • Способность удерживать целое
  • Вкус к оперированию разнообразиями (множествами)
  • Способность к абстрагированию и работе с абстрактным
3. Компетенции, которые развивает Школа 

В части развития самого мышления как такового (в неприкладном значении) Школа развивает три базовых признака продуктивного мышления:

  • Способность (умения, навыки…) глубокого инструментального различения объектов реальности
  • Способность (умения, навыки…) инструментального формирования суждений о чем бы то ни было
  • Способность (умения, навыки…) инструментального построения умозаключений и выведения точных следствий из них

В движении к этим компетенциям попутно развиваются основные мыслительные операции:

  • Анализ
  • Синтез
  • Сравнение
  • Абстрагирование
  • Обобщение

Это позволяет профессионально задействовать мышление в различных прикладных интеллектуальных практиках (схематизация, исследование, разработка стратегий, онтологизация, изобретение и пр.)

4. Через какие качественные переходы испытывают участники в процессе освоения знаний Школы?

Обычная практика эмоциональных переходов:

Непонимание; ужас; либо отторжение, либо безусловное принятие; восторг от концептуального «взрыва» реальности; радость возможности овладения ею; беспокойство собственной беспомощности; наслаждение положительным опытом; успокоение в достигнутом; новый ужас от открывающейся непостижимости мира; молчание.

Практика интеллектуальных переходов:

  1. Формальное освоение приемов конструктивного мышления (различения, суждений, умозаключений) без выхода к глубоким результатам
  2. Преодоление внешней формы мышления и выход к его значимым плодам
  3. Освоение способов инструментального порождения нового знания на простых примерах
  4. Выход к опыту работы со сложными целостностями
  5. Обращение к формальным (математическим) средствам конструирования сложных понятий
  6. Концептуальная свобода
  7. Философия свободного мышления
5. «Стеклянные потолки» – во что упирается развитие учеников 
  • Школа опирается на необходимый исходный уровень мышления обучающихся и потому не дает знаний первичного уровня – логику, математику, операции над множествами, основания системного мышления и пр.
  • Школа ориентирована на инженерное использование мышления и потому не дает знаний «тонкого» плана, необходимых для фундаментального постижения реальности:  философию, художественные, религиозные формы мышления, эстетику мышления и пр.
6. Что школа считает мышлением

Мышление – способ овладения сознанием динамикой своих собственных состояний. Здесь:

  • Сознание – специфическая функция мозга высших приматов
  • Состояния сознания – содержание информации, оперируемой мозгом
  • Признается, что сознание непрерывно динамично, как и работа других органов живого человека
  • Овладение – задействование способности властора (сознания) свободно, творчески и произвольно (производством воли) принуждать властанта (свои состояния) к желанным типам поведения. Это богаче управления 

Отличительной особенностью Школы является организация мышления средствами строгих понятий (концептов), оперированием и синтезом конструктов – абстрактных концептов, инвариантных по отношению к разным предметным областям

7. Базовый «сюжет» школы

Закономерно так:

  • знакомство со Школой
  • участие в Клубных встречах и насыщение возможностями и проблематикой
  • погружение в метод и освоение инструментария
  • участие в рабочих группах концептуалистов – приобретение опыта
  • выход к самостоятельным проектам
  • передача опыта и саморазвитие

Другой вариант:

50 – е – Оборонные проекты Никанорова С.П.. Всплеск системотехники

60 – е – Взрыв сложности в организационных проектах. Становление системологии. Перевод и развитие оснований системного анализа (С. Оптнера)

70 – е –  Поиск способов преодоления нарастающей сложности. Идея использования матаппарата Н. Бурбаки (Теория родов структур) для построения и оперирования концептами. Решение проблемы сквозных изменений в концептуально построенных целостностях

80 – е – Формирование аппарата Концептуального анализа и проектирования систем организационного управления (КА и П СОУ). Первые крупные проекты КП СОУ в государственных заказах

90 – е – Начало ведения курсов КП СОУ (Никитина Н., Кучкаров З., Солнцев С.) Кафедра в МФТИ. Вторая волна учеников. Опыт концептуализации гуманитарных проблем (Генезология психосферы, теория этногенеза, политэкономии и пр.)

2000 – е – Прекращение государственной поддержки. Возникновение консалтинговых компаний, использующих концептуальные методы. Использование слабых форм концептуализации для бизнес-проектов. Развитие Школы в латентной форме. Саморефлексия

2010 – е – Создание Клуба концептуальных аналитиков (Теслинов А.). Начало сборки направления. Применение концептуальных методов в госпроектах и корпорациях. Запуск курсов по обучению концептуальному мышлению взрослых людей (за пределами физтеха). Публичный выход из латентного состояния

2020 – е – Развитие клубной формы поддержки направления. Создание Научно-производственного объединения «КОНЦЕПТ».

8. Какие внешние задачи может решать школа – через типологию задач 

Базовая возможность: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Здесь «Системы организационного управления  (СОУ) – человеко-машинное воплощение целостностей, создаваемых для овладения разнородными предметными областями (Функционирование; Управление; Рост; Экспансия; Взаимодействие; Развитие)»

Типы задач, решаемых концептуалистами:

  • Концептуальное проектирование систем организационного управления: Концепции, Методологии, Методики, Абстрактные модели, Программы, Рекомендации (Примеры: Программа совершенствования системы управления капитальным строительством государства; Система управления развитием отрасли; Автоматизированная система проектирования СОУ)
  • Разработка концептов и концепций различного уровня сложности: Концепции, Подходы, Принципы, Стратегии, Онтологии (Примеры:; Концепции и стратегии развития организаций, отраслей, территорий, городов, моногородов (наукограда); Экспертиза технологий разработки концепций; Диагностика и построение системы управления развитием НИОКР; Концепция управления инновационными деятельностями РФ; Концепции образовательных школ и образовательных программ)
  • Решения концептуальных проблем деятельности: инструментальная разработка гроздей альтернативных решений концептуально сложных проблем; разработка рекомендаций; ситуационных сценариев; дорожных карт
  • Конструирование и диагностика систем процедур деятельности: систем выработки решений; систем организационного управления; архитектуры систем; методов реализации концепций
  • Разработка сложных интегральных решений: решений, синтезирующие в себе совокупность разнородных концептов; интеграция концепций; объединение разнородных решений
9 . Человеческие качества, формируемые Школой
  • Уважение к человеку и к его позиции;
  • Стремление к непрерывному саморазвитию;
  • Нетерпимость к непрофессионализму;
  • Ценность истины, смысла и отношений;
  • Этичность
  • Любовь к жизни
10. Средства Школы. Какие используются и какие создаются
  • Публикации (статьи, книги, учебные пособия, отчеты, архивы)
  • Рабочие группы для выполнения проектов
  • Образовательные курсы
  • Индивидуальные консультации
  • Клубные встречи
  • Приложения для формализации концептов и усиления мощности концептуальной деятельности (Бурбакизатор, Экстеор…)
  • Ежегодные Никаноровские чтения – научно-технические конференции
11. Степень коллективности/индивидуальности мышления

Коллективного мышления не бывает. Мышление – интимный процесс. («Мышление – это одиночество» М. Мамардашвили). Бывает совместная (коллективная) интеллектуальная деятельность, в которой организованно или нет задействуются индивидуальные мышления. Поводом возникшего заблуждения является утвердившаяся путаница,  смешение и отождествление мышления и мыследеятельности, отсутствие строгих концептов в этой предметной области.

Деятельность, в которой используется концептуальное мышление, активно использует групповые формы: рабочие группы, клубные штурмы, мастерские, семинары и пр.

12. Иерархичность/наличие состязательности/грейды

Неформально состязательность существует между индивидуальными аналитиками и между коллективами

Формальных процедур для утверждения грейдов в Школе нет

Признаются авторитеты, обладающие профессиональными преимуществами

Ученые степени официально не признаются

13. Средства обучения, наличие задачников, наборов упражнений и т.п.

Существуют монографии, учебные пособия, задачники, образовательные программы с учебными материалами, презентации.

14. Отчуждаемость “фрагментов” – что может быть предметом отчуждения из наработок Школы

Отчуждаемы книги, учебники, видеоматериалы клубных встреч, аудиовыступления и лекции мастеров концептуального мышления, отчеты о НИР, материалы, представленные в сети: https://master-concept.ru  http://www.npoconcept.ru http://spnikanorov.ru http://www.teslinov.ru   и другие.

Андрей Теслинов при поддержке членов Клуба

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Рекомендуем
Проекты CRM Документы
© 2010-2020 Мастер Концепт  Войти