Портрет создан по запросу Клубов мышления НТИ (АСИ). Эта работа оказалась полезной, поскольку позволила в сжатой форме выразить ряд существенных отличительных признаков Клуба концептуального мышления НТИ как ветвь Школы концептуального анализа и проектирования систем организационного управления (КА и П СОУ).
1. Традиции Школы
Опора на фундаментальные области знания:
- Формальная логика – учение (аппарат) о правилах мышления, гарантирующих сохранение истинности в суждениях
- Математическая логика – учение (раздел математики) о формальных средствах доказуемости (математических) суждений
- Исчисление высказываний – учение о правилах вывода умозаключений
- Теория родов структур – раздел теории множеств (науки о совокупности элементов, обладающих общим свойством), объясняющий универсальный способ описания объектов ее средствами (метаматематика Н. Бурбаки)
- Системология – учение о способах продуктивной редукции представлений
- Тектология – учение об организации любых целостностей
- Когнитология – учение о познании
- Герменевтика– учение об истолковании текстов
- Семасиология – учение о значении слов
- Философия – теория и практика фундаментального вопрошания реальности
2. Чем обращена Школа к начинающим?
Необходимые исходные способности обучающихся в логике повышения их значимости для освоения концептуального мышления:
- Знакомство и использование правил формальной логики
- Системно ориентированное (упорядочивающее) мышление
- Способность удерживать целое
- Вкус к оперированию разнообразиями (множествами)
- Способность к абстрагированию и работе с абстрактным
3. Компетенции, которые развивает Школа
В части развития самого мышления как такового (в неприкладном значении) Школа развивает три базовых признака продуктивного мышления:
- Способность (умения, навыки…) глубокого инструментального различения объектов реальности
- Способность (умения, навыки…) инструментального формирования суждений о чем бы то ни было
- Способность (умения, навыки…) инструментального построения умозаключений и выведения точных следствий из них
В движении к этим компетенциям попутно развиваются основные мыслительные операции:
- Анализ
- Синтез
- Сравнение
- Абстрагирование
- Обобщение
Это позволяет профессионально задействовать мышление в различных прикладных интеллектуальных практиках (схематизация, исследование, разработка стратегий, онтологизация, изобретение и пр.)
4. Через какие качественные переходы испытывают участники в процессе освоения знаний Школы?
Обычная практика эмоциональных переходов:
Непонимание; ужас; либо отторжение, либо безусловное принятие; восторг от концептуального «взрыва» реальности; радость возможности овладения ею; беспокойство собственной беспомощности; наслаждение положительным опытом; успокоение в достигнутом; новый ужас от открывающейся непостижимости мира; молчание.
Практика интеллектуальных переходов:
- Формальное освоение приемов конструктивного мышления (различения, суждений, умозаключений) без выхода к глубоким результатам
- Преодоление внешней формы мышления и выход к его значимым плодам
- Освоение способов инструментального порождения нового знания на простых примерах
- Выход к опыту работы со сложными целостностями
- Обращение к формальным (математическим) средствам конструирования сложных понятий
- Концептуальная свобода
- Философия свободного мышления
5. «Стеклянные потолки» – во что упирается развитие учеников
- Школа опирается на необходимый исходный уровень мышления обучающихся и потому не дает знаний первичного уровня – логику, математику, операции над множествами, основания системного мышления и пр.
- Школа ориентирована на инженерное использование мышления и потому не дает знаний «тонкого» плана, необходимых для фундаментального постижения реальности: философию, художественные, религиозные формы мышления, эстетику мышления и пр.
6. Что школа считает мышлением
Мышление – способ овладения сознанием динамикой своих собственных состояний. Здесь:
- Сознание – специфическая функция мозга высших приматов
- Состояния сознания – содержание информации, оперируемой мозгом
- Признается, что сознание непрерывно динамично, как и работа других органов живого человека
- Овладение – задействование способности властора (сознания) свободно, творчески и произвольно (производством воли) принуждать властанта (свои состояния) к желанным типам поведения. Это богаче управления
Отличительной особенностью Школы является организация мышления средствами строгих понятий (концептов), оперированием и синтезом конструктов – абстрактных концептов, инвариантных по отношению к разным предметным областям
7. Базовый «сюжет» школы
Закономерно так:
- знакомство со Школой
- участие в Клубных встречах и насыщение возможностями и проблематикой
- погружение в метод и освоение инструментария
- участие в рабочих группах концептуалистов — приобретение опыта
- выход к самостоятельным проектам
- передача опыта и саморазвитие
Другой вариант:
50 — е — Оборонные проекты Никанорова С.П.. Всплеск системотехники
60 — е – Взрыв сложности в организационных проектах. Становление системологии. Перевод и развитие оснований системного анализа (С. Оптнера)
70 — е – Поиск способов преодоления нарастающей сложности. Идея использования матаппарата Н. Бурбаки (Теория родов структур) для построения и оперирования концептами. Решение проблемы сквозных изменений в концептуально построенных целостностях
80 — е – Формирование аппарата Концептуального анализа и проектирования систем организационного управления (КА и П СОУ). Первые крупные проекты КП СОУ в государственных заказах
90 — е – Начало ведения курсов КП СОУ (Никитина Н., Кучкаров З., Солнцев С.) Кафедра в МФТИ. Вторая волна учеников. Опыт концептуализации гуманитарных проблем (Генезология психосферы, теория этногенеза, политэкономии и пр.)
2000 — е – Прекращение государственной поддержки. Возникновение консалтинговых компаний, использующих концептуальные методы. Использование слабых форм концептуализации для бизнес-проектов. Развитие Школы в латентной форме. Саморефлексия
2010 — е – Создание Клуба концептуальных аналитиков (Теслинов А.). Начало сборки направления. Применение концептуальных методов в госпроектах и корпорациях. Запуск курсов по обучению концептуальному мышлению взрослых людей (за пределами физтеха). Публичный выход из латентного состояния
2020 — е – Развитие клубной формы поддержки направления. Создание Научно-производственного объединения «КОНЦЕПТ».
8. Какие внешние задачи может решать школа – через типологию задач
Базовая возможность: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Здесь «Системы организационного управления (СОУ) — человеко-машинное воплощение целостностей, создаваемых для овладения разнородными предметными областями (Функционирование; Управление; Рост; Экспансия; Взаимодействие; Развитие)»
Типы задач, решаемых концептуалистами:
- Концептуальное проектирование систем организационного управления: Концепции, Методологии, Методики, Абстрактные модели, Программы, Рекомендации (Примеры: Программа совершенствования системы управления капитальным строительством государства; Система управления развитием отрасли; Автоматизированная система проектирования СОУ)
- Разработка концептов и концепций различного уровня сложности: Концепции, Подходы, Принципы, Стратегии, Онтологии (Примеры:; Концепции и стратегии развития организаций, отраслей, территорий, городов, моногородов (наукограда); Экспертиза технологий разработки концепций; Диагностика и построение системы управления развитием НИОКР; Концепция управления инновационными деятельностями РФ; Концепции образовательных школ и образовательных программ)
- Решения концептуальных проблем деятельности: инструментальная разработка гроздей альтернативных решений концептуально сложных проблем; разработка рекомендаций; ситуационных сценариев; дорожных карт
- Конструирование и диагностика систем процедур деятельности: систем выработки решений; систем организационного управления; архитектуры систем; методов реализации концепций
- Разработка сложных интегральных решений: решений, синтезирующие в себе совокупность разнородных концептов; интеграция концепций; объединение разнородных решений
9 . Человеческие качества, формируемые Школой
- Уважение к человеку и к его позиции;
- Стремление к непрерывному саморазвитию;
- Нетерпимость к непрофессионализму;
- Ценность истины, смысла и отношений;
- Этичность
- Любовь к жизни

10. Средства Школы. Какие используются и какие создаются
- Публикации (статьи, книги, учебные пособия, отчеты, архивы)
- Рабочие группы для выполнения проектов
- Образовательные курсы
- Индивидуальные консультации
- Клубные встречи
- Приложения для формализации концептов и усиления мощности концептуальной деятельности (Бурбакизатор, Экстеор…)
- Ежегодные Никаноровские чтения – научно-технические конференции
11. Степень коллективности/индивидуальности мышления
Коллективного мышления не бывает. Мышление – интимный процесс. («Мышление – это одиночество» М. Мамардашвили). Бывает совместная (коллективная) интеллектуальная деятельность, в которой организованно или нет задействуются индивидуальные мышления. Поводом возникшего заблуждения является утвердившаяся путаница, смешение и отождествление мышления и мыследеятельности, отсутствие строгих концептов в этой предметной области.
Деятельность, в которой используется концептуальное мышление, активно использует групповые формы: рабочие группы, клубные штурмы, мастерские, семинары и пр.
12. Иерархичность/наличие состязательности/грейды
Неформально состязательность существует между индивидуальными аналитиками и между коллективами
Формальных процедур для утверждения грейдов в Школе нет
Признаются авторитеты, обладающие профессиональными преимуществами
Ученые степени официально не признаются
13. Средства обучения, наличие задачников, наборов упражнений и т.п.
Существуют монографии, учебные пособия, задачники, образовательные программы с учебными материалами, презентации.
14. Отчуждаемость “фрагментов” – что может быть предметом отчуждения из наработок Школы
Отчуждаемы книги, учебники, видеоматериалы клубных встреч, аудиовыступления и лекции мастеров концептуального мышления, отчеты о НИР, материалы, представленные в сети: https://master-concept.ru http://www.npoconcept.ru http://spnikanorov.ru http://www.teslinov.ru и другие.
Андрей Теслинов при поддержке членов Клуба