В публичной риторике 2013 год объявляется «годом мудрости»… Кто бы знал что это такое?! Однако, случайные голоса сливаются в струи – встреча была посвящена мудрствованию.
В концептуальных методах, как и всюду, есть сильные черты и… другие. Одной из «других» является область работы со смыслами до начала концептуализации. Это те шаги, в которых туманное явление приобретает первый различимый облик. Здесь мы добываем содержание знания о нем. Это потом уже добытое знание огранивается, оттачивается и приобретает совершенную форму концепта, сделанного в добротном аппарате. А сначала – прояснение смысла, сначала- понимание. Здесь техники бедны, а способы еще не стали методами. На встрече речь шла о свежей струе в герменевтике.
Тема встречи:
КОГНИТИВНЫЕ ЭКРАНЫ КАК ПОЛНОТА ПОНИМАНИЯ.
Понимание как предмет является областью гуманитарного знания. Поэтому дискурс вел гуманитарий, профессионально работающий в этой области.
Ведущий встречи — Юрий Львович Троицкий .
Профессор РГГУ, историк, автор ряда методик коммуникативной дидактики и герменевтики.
Сюжетная линия встречи
1. Состояние дел в русле концептуального направления
2. Введение в предметную область
3. Погружение в тему
4. Командные опыты
5. Презентация командных решений
Свободный дискурс
Все состоялось. Основные уроки примерно таковы:
1. Гуманитарный подход к миропониманию существенно отличается от естественнонаучного, в первую очередь, дивергентной (расходящейся) логикой работы со смыслами. Там, где «обычный человек» видит значение, гуманитарий ищет множество возможных смыслов
2. Когнитивные экраны — добротный метод работы с текстами. Как было выяснено — только с текстами. В концептуальной практике возникают и другие работы, скажем, проектирование новой реальности, которой еще не было. Или — работа с пониманием реальности, которую можно лишь наблюдать. В этих ситуациях текстов еще нет или почти нет, отчего когнитивные экраны еще не работают.
3. Действительно, при концептуальной расчистке текстов (а для аналитика очень часто все, с чем он работает, есть текст) очень разумно различать разнородные пласты, которые «по умолчанию» создаются людьми. Скажем, не различая в том, что говорит, например, менеджер о своей компании пласт мифа, трудно выйти к объективному знанию, трудно выделить те разнообразия, на которых дальше строится концепт. А предложенный Юрием Троицким метод помогает увидеть действительное.
Кроме уроков, значимых для концептуальной работы, у каждого участника встречи случились и другие мысли… По отзывам — об особенностях гуманитарного мышления; о глубине культурного слоя, в котором работает каждый из нас; о действительном и изящном мастерстве ведущего; о том, что действительность — это то, что действует и проявляется лишь отблесками истины для нас…